Виставкова федерація України
Exhibition federation of Ukraine
Укр   Рус   Eng


 
Виставкові новини

Виставкові новини

[18.07.2019]
Что делать Екатеринбургу, чтобы у нас было 12 "Иннопромов" в год?

И нужно ли это? Колонка Константина Джултаева

В новейшей истории Свердловская область трижды поменяла свой брендФото: Анна Майорова © URA.RU
статья из сюжета ИННОПРОМ

Завершается "Иннопром-2019", в рамках которого Екатеринбург посетили лидеры России, ведущие российские и зарубежные бизнесмены. В последний день работы
участников мероприятия ждут еще сотни встреч и контрактов - они приехали
на, без сомнения, главную промышленную выставку и форум страны - так
выглядит "Иннопром" для деловой элиты страны. У екатеринбуржцев своя
логика: начинается ежегодный сезон споров, нужна ли выставка городу и если
нужна, то для чего и в каком именно виде.



У обозревателя "URA.RU" Константина Джултаева накопилось много вопросов к
"Иннопрому". Как так вышло, что за два последних десятилетия Екатеринбург,
а вместе с ним и Свердловская область, лишились бренда сильнейшего
промышленного центра России? Почему регион больше не стремится зарабатывать
и быть самодостаточным, а рассчитывает на чужие деньги? Почему, выбрав
event-стратегию, за десять лет регион не начал проводить другие события,
сопоставимые с "Иннопромом"?



"Урал - опорный край державы"



Когда губернатором Свердловской области был Эдуард Россель, его
идеологический и пиар-блоки нещадно эксплуатировали тезис "Урал - опорный
край державы". В 2005 году идеологема была закреплена официально: фразу
разместили на гербе региона. На ее основе формировался бренд области как
мощнейшего в России промышленного кластера. Исходя из этой аксиомы
строилась программа Стратегического развития Среднего Урала. Власть
фонтанировала идеями о новых индустриальных проектах: подтвердить наши
успехи должны были Стан-5000 в Нижнем Тагиле, завод "Автомобили и моторы
Урала" в Новоуральске, предприятия "Русский магний" в Асбесте.



Многие глобальные проекты Росселя так и не воплотились в жизнь



Фото: Анна Майорова © URA.RU



Власть не смогла сдержать слово. Эти и многие другие проекты в итоге не
были реализованы. Но миф о том, что Россель и его команда - преемники
Демидовых, укоренился в общественном сознании. В него верили даже рабочие,
которые все реже выходили на митинги и забастовки.



При губернаторе Александре Мишарине идеология горнозаводского Урала пошла
на спад. Как истинный железнодорожник он сделал ставку на инфраструктурные
проекты. Неплохая, кстати, ставка. Так, идея строительства Высокоскоростной
магистрали Москва-Екатеринбург базировалась на одном из главных преимуществ
региона - он находится на пересечении главных воздушных и наземных
магистралей и способен хорошо зарабатывать на транзите грузов. Но
инициативу строительства ВСМ в итоге постигла судьба Стана-5000.



Иждивение - это необходимость



Лет пять-семь назад в стране произошли серьезные перемены. Вслед за
политической централизацией в России началась централизация бюджетно-
экономическая. Федеральная власть внесла поправки к Бюджетному кодексу,
перераспределяющие деньги из регионов в пользу Москвы. В результате
самостоятельно обеспечивавшая себя Свердловская область превратилась из
региона-донора в регион-реципиент, зависящий от московского финансирования.
Зарабатывать самостоятельно за счет продажи собственных инноваций и
открытия прибыльных производств становилось все более не выгодно. Ведь
значительную часть заработанного все равно придется отдать "наверх".



Минфин России централизовал финансовые потоки в стране



Фото: Антон Белицкий © URA.RU



Главным показателем эффективности региона стала способность получать у
федеральной власти субсидии и субвенции. Но нужно признать, что это
вынужденное иждивенчество. По-другому сегодня регионам не выжить - у
бизнеса деньги почти закончились и делиться оставшимся он не торопится.
Деньги остались только в вышестоящей казне и их надо учиться выбивать.



Представители областной власти быстро смекнули, что получить дополнительное
финансирование гораздо проще не под бизнес-проекты, а под организацию
больших событий федерального и мирового масштаба. Получить и освоить сотни
миллиардов рублей на выставки "ЭКСПО-2020" и "ЭКСПО-2025" не вышло -
организаторы заявки дважды проиграли конкурсы на право их проведения. Но
были и успехи. Настоящим джекпотом для Екатеринбурга стала победа в
конкурсе на право проведения игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году. На
полученные "сверху" миллиарды представители власти действительно
преобразили город, построив новые объекты и дороги.



"Иннопром-2019" как венец event-экономики



"Иннопром" для городской экономики мало чем отличается от футбольного
мундиаля и Ural Music Night - музыкального фестиваля, который по
численности в 2019 году превысил День города. Все эти события - большая
толпа людей, приятно проводящая свое время за счет спонсоров и бюджетных
денег. С данной концепцией не спорят даже организаторы мероприятия.
Оставляя за скобками факт, что все подписываемые на выставке контракты
готовятся заранее и к самому "Иннопрому" имеют отдаленное отношение, они
называют выставку площадкой для контактов.



К юбилею "Иннопром" без сомнения стал международной площадкой деловых
контактов. Но "опорному краю державы" хватит одного такого мероприятия в
год?



Фото: Анна Майорова © URA.RU



Нужно ли тратить бюджетные миллиарды на строительство "площадки для
контактов", если в цифровую эпоху все переговоры представители бизнеса
проводят в Интернете, не обременяя себя лишними временнЫми, транспортными и
командировочными расходами, вопрос спорный. Он постоянно звучит не только в
Росси, но и за рубежом. Согласно сложившейся международной практике, на
оффлайновых площадках принято презентовать новейшие разработки. Таким
образом можно предотвратить опасность преждевременной утечки информации о
них и привлечь к новинкам потребителей, желающих пощупать еще не выведенные
на рынок продукты своими руками.



Но большое число инноваторов на выставку не попали. По словам нескольких
свердловских мэров, в их городах работают десятки "кулибиных", которые
запатентовали ряд значимых для промышленности открытий. Но расходы на
аренду площадей на "Иннопроме" для них неподъемны. И провинциальные
изобретатели понимают, что их на выставке не особенно-то и ждут - на
"Иннопроме" сформировался собственный элитный клуб, представители которого
привыкли налаживать контакты только между собой, приезжая в Екатеринбург.



Бренд без стратегии - ничто



Дьявол при этом как обычно кроется в деталях. Еще команда прежнего
губернатора Александра Мишарина, строя "Екатеринбург-ЭКСПО", планировала:
таких крупных выставок как "Иннопром" для функционирования центра и новой
экономики региона нужно по одной в месяц. Не считая качественного развития
"Иннопрома" мы находимся на тех же позициях: 10 лет помещения, построенные
за 7,5 млрд рублей, большую часть времени пустуют и генерируют убытки.
Более того, в этом году сдан конгресс-центр, обошедшийся региону в 9,6 млрд
рублей. Для загруженности таких активов необходима большая работа по
привлечению мероприятий.



Без стратегии и брендинга успех "Иннопрома" не приумножить



Фото: Анна Майорова © URA.RU



Кроме того, ставка на event-экономику и формирование бренда региона как
выставочной площадки должна повлечь за собой внесение изменений в стратегию
развития города и региона. В первую очередь транспортно-логистическую.
Например, идея организации площадки для проведения игр Универсиады и других
международных мероприятий в ВИЗе-Правобережном выглядит неэффективно. Чтобы
добраться до нее, гостям города придется проехать из аэропорта практически
через весь мегаполис. Идея с организацией площадки вблизи аэропорта
"Кольцово" и выставочного центра "Екатеринбург-ЭКСПО" выглядит в этом плане
гораздо логичней.



Уверен, что от сложившейся event-экономики свердловской власти отказываться
не стоит. В ближайшей перспективе отменять финансовую централизацию,
перераспределяя бюджеты в пользу регионов, никто не будет. Поэтому нужно
продолжать бороться за право проведения выставок и чемпионатов, получая
деньги на проведение мероприятий в конгресс-холе и в других дорогостоящих
объектах.



Ура.Ru 2019.07.10 23:53
https://ura.news/articles/1036278446

←Назад | Всі теми →


The Global Association
of the Exhibition Industry

Всесвітня ассоціація
виставкової індустрії