Виставкова федерація України
Exhibition federation of Ukraine
Укр   Рус   Eng


 
Виставкові новини

Виставкові новини

[12.12.2019]
Украинский дом. Перезагрузка

Выпуск No47, 7 декабря-13 декабря

Под конец календарного года в Украине случилась заметное событие. О своей "перезагрузке" и начале работы в новом формате объявил Украинский дом, еще недавно рассматривавшийся как новый офис президента Украины.

Первый же выставочный проект на Европейской площади - масштабная, на все
три этажа колоссального здания, выставка "Медиазависимость. Украинская
версия" (куратор - Виктория Бурлака), поразившая арт-сообщество.



О планах, проблемах и перспективах этой институции, которая вполне может
стать одной из самых актуальных выставочных и коммуникативных площадок уже
в 2020-м, ZN.UA рассказала новая директор Украинского дома Ольга Виеру.



- Ольга, вы много лет возглавляли Благотворительный фонд "Мистецький
Арсенал". Как сейчас отважились взять ответственность за Украинский дом?



- А вот до 2010-го - целых восемь лет - я работала именно в Украинском
доме. Мое личное присутствие в том или ином месте определяет ощущение
собственной полезности, поэтому перемены были предопределены. Сейчас же
"Мистецький Арсенал" имеет хорошую поддержку государства.



Поэтому в прошлом году после долгого перерыва я снова попала в Украинский
дом. Увидела его изменившимся, но, к сожалению, не в лучшую сторону. Эта
заброшенность ощущалась во всем, и не только видимо, но даже на тонком
уровне. Поняла, что снова хочу вернуться сюда, чтобы попытаться изменить
ситуацию.



- Сейчас все первым делом представляют свою команду. Расскажите о своей
команде - кто в нее вошел?



- Наша команда только формируется. К сожалению, коллектив у нас - очень
маленький, втрое меньше необходимого: нет финансовой возможности содержать
полноценную команду. Несколько замечательных людей, которых я уже
пригласила, работают по трудовым соглашениям. Расширить штат возможности
пока нет. Оценив ситуацию уже "изнутри", я поняла: полноценная работа такой
институции, как Украинский дом, возможна только при налаживании широкого
партнерства с другими организациями и специалистами. Так что одной из своих
основных задач считаю - объединить лидеров из разных сфер и совместно
работать над проектами и программами. Украинский дом я вижу
междисциплинарным центром, открытым и динамичным, местом реализации
возможностей.



- И все-таки - каким именно мог бы стать Украинский дом в перспективе?



- Для начала нужно вернуть этой институции ее основной функционал
национального центра и суть, обозначенную в самом названии: Украинский дом.



Когда меня спрашивают о том, что мы планируем делать, - я отвечаю:
создавать функциональный, действенный Национальный центр "Украинский дом".



На сегодня мы имеем абсурдную ситуацию: в самом центре столицы есть
прекрасное здание с очень высоким статусом. Но много лет оно использовалось
просто в качестве площадки для самых разных "входящих" мероприятий, скажем
так, отраслевых.



Не было ни единой причины, чтобы сюда зашел "человек с улицы". Это странно
и совсем не в духе времени, когда все больше растет необходимость в
разнообразных интересных публичных пространствах, где люди могут и просто
встретиться, и с пользой провести время. Украинский дом может стать таким
"хабом", центром сосредоточения креативных индустрий, новых решений и
прогрессивных идей.



Много разговоров было и о том, что, мол, хорошо бы сделать в Украинском
доме музей современного искусства, культурный центр. Но мой долгий опыт
работы именно в этих стенах свидетельствует: возможности Украинского дома -
намного шире.



Площадка Украинского дома для представления здесь современного искусства -
это всего лишь одна из его возможных функций. Главным смыслом существования
этой институции должна стать презентация украинского национального
продукта: культурного, образовательного, социальных инициатив, инноваций,
всего того, что представляет Украину сегодня и направлено в будущее.



- Но вернемся к вашей концепции развития Украинского дома...



- Презентация - это одна из функций "обновленного" Украинского дома. Вторая
задача - инициировать и модерировать междисциплинарный диалог. Например,
между искусством и бизнесом. Украинский дом может стать уникальной
мультидисциплинарной площадкой. Не зря же официально он и называется -
"Национальный центр делового и культурного сотрудничества". (Такое название
институция получила, как только вышла из подчинения Экспоцентру Украины,
бывшей ВДНХ. - А.П.).



- Но ваша концепция все равно идет "от искусства".



- Мы планируем достаточно широкую программную деятельность, у нас есть
предложения и в образовательном, и в социальном, и в научном, и в
экономическом секторе, и в работе с детьми и молодежью.



Но искусство - это то, с чего мы решили начать, и первой стала программа
культурных инициатив, ведь для самого Украинского дома это очень органично.



Культуру у нас принято рассматривать узко: как театр-литературу-
изобразительное искусство и т.п. На самом же деле культура включает в себя
все сферы жизни. Это культура - партнерства, деловых отношений, бизнеса,
диалога и взаимоотношений в обществе, и многое другое...



Так что междисциплинарность Украинского дома тоже будет базироваться на
культуре.



Сейчас мы формируем программу работы на следующий, 2020 год. Скажу -
намерений масса. Но когда мы объединили все наши наброски, идеи,
определились три основных фокуса: "Человек". "Город". "Страна". "Человек" -
это программы о развитии и личностном росте, возможностях детей и молодежи.
"Город" - это программы об урбанистике, экологии, архитектуре, и, конечно
же, искусстве в городе. А раздел "Страна" включает различные всеукраинские
проекты.



Сейчас мы в поисках экспертов, консультантов, профессионалов из разных
сфер, которым может быть интересно вместе с нами работать над общественно
полезными программами.



- Первые проекты, с которыми обновляемый Украинский дом заявил о своем
открытии, - это огромная "Медиазависимость" куратора Виктории Бурлаки, и
камерная, но тоже очень значимая, выставка фотографа Александра Чекменева, -
уже впечатлили экспертов в сфере визуальных искусств. Как вам удалось
сделать такие проекты на этапе "перезагрузки"?



- Первое событие, на котором была заявлена реновация Украинского дома, мы
назвали "Украинский дом. Перезагрузка".



Для нас важно было заявить о себе, привлечь партнеров и единомышленников.
Государственного финансирования Украинский дом не получает (при том, что
само содержание здания обходится очень дорого). Поэтому пока рассчитывать
приходится только на самих себя, в том числе и в сфере рекламы.



Коль скоро мы стали на путь изменений, "перезагрузки", важно было начать с
соответствующего проекта. Знали, что Виктория Бурлака много лет занимается
исследованием постмедийности и два последних года писала книгу на эту тему.
То есть фактически кураторское исследование уже было проведено. Мы очень
благодарны Виктории, ведь она в рекордные сроки смогла создать саму
экспозицию. Нашей задачей было обеспечить условия, и, в первую очередь,
найти финансирование.



К счастью, нас поддержало Посольство США в Украине, выделив средства на
программу культурных инициатив, которая включает в себя образовательные,
дискуссионные и выставочные проекты. Помогли также и компании-партнеры, и
украинские меценаты.



Сам проект "Медиазависимость" мы подготовили всего за два месяца. Мы смогли
сделать свою работу качественно и, что важно в нынешних условиях, без
привлечения государственных средств.



Специально для выставки в Украинском доме построили фальшь-стены,
необходимые конструкции, которые послужат и впредь, а Украинский дом
сэкономит ресурсы и несколько расширит свои возможности.



...Знаете, снова вернувшись в этот Дом после долгого перерыва, я совсем по-
другому оценила его архитектонику, внутреннее пространство. Он очень красив.



Первый этаж, атриум, колоссален. Но и пятый, где прямо перед глазами
входящего находится уникальная гигантская люстра, - имеет огромный
потенциал. Очень важно, чтобы каждый проект в Украинском доме подчеркивал
уникальность самого здания. И наоборот - здание подчеркивало бы содержание
проекта.



- Вы хотите, чтобы никто не апеллировал к советскому прошлому, ведь в этих
стенах многих принимали в пионеры?



- Именно так - чтобы, наконец, все забыли о "музее Ленина". Сегодня, во
время выставки "Медиазависимость", посетителей Национального центра
встречает огромная, диаметром в 10 метров, видеоинсталляция Степана
Рябченко "Электронные ветры".



Создание и размещение этой инсталляции было для нас большим вызовом, но мы
справились, и эта работа впечатляет, напоминая прекрасную изменчивую
планету. Символично, что выставка, темой которой стала закономерность
изменений в нашей жизни, стала неким стартом работы "нового" Украинского
дома.



- Вы сказали, что бюджетного финансирования эта институция не имеет. Вопрос
банальный: как планируете выживать?



- Бюджетного финансирования нет. И это, конечно, проблема. Если бы речь шла
о маленьком здании посреди небольшого городка - его, возможно, и следовало
бы передать на баланс местному бюджету. Но имея огромное, величественное,
даже пафосное здание в центре столицы, нельзя использовать его
исключительно для сдачи в аренду лишь для того, чтобы заработать денег на
его же содержание... Это нонсенс!



Все прекрасно понимают абсурдность ситуации. Но порой проще - "не
замечать", не ходить сюда, и даже не смотреть в эту сторону. Хотя, если
вложить совсем немного денег и много труда, то подобное публичное
пространство может приносить большую общественную пользу, стать нужным и
любимым местом для горожан и гостей Киева.



Украинский дом может стать местом сосредоточения креативных индустрий,
объединения профессиональных сообществ - плюс поможет им выйти в публичное
поле.



...Когда в Украинском доме проходили выставки-ярмарки промтоваров, это
выглядело просто нелепо. Пафос самого здания вступает в противоречие с
примитивным содержанием. Да, это смешно, если бы не было настолько грустно,
поэтому будем работать над устранением указанных несоответствий.



- Ольга, а вот когда вы работали в этих стенах еще до "Арсенала",
Украинский дом финансировался из бюджета?



- Нет. Но тогда на свое содержание Украинский дом должен был заработать 500
тысяч гривен в месяц. И мы могли себе позволить что-то сэкономить и
использовать средства на реализацию арт-проектов. Сейчас же только на
коммунальные платежи и скромнейшую зарплату для сотрудников требуется 1,2-
1,5 миллиона гривен в месяц, в зависимости от сезонных затрат.



Когда я говорю иностранным дипломатам, что Украинский дом на
самообеспечении, - они просят повторить: думают, что ослышались.



Поэтому и неудивительно, что предыдущий коллектив принимал все заявки на
аренду - какие только мог. Содержать такое энергозатратное здание - уже
героизм. Сейчас мы постепенно переориентируем центр на собственную
программную деятельность, более содержательную и общественно полезную
работу.



- Украинский дом примечателен не только своими ярмарками. Еще и тем, что
чуть ли не каждая новая власть хочет с ним сделать что-то необыкновенное. В
2005-м тогдашняя министр культуры Оксана Билозир предлагала перестроить
его, чтобы по форме напоминал яйцо-писанку. В 2019-м свой "прозрачный" Офис
тут хотел открыть президент Зеленский. Вы, кстати, как пережили эту идею?



- Решение президента Владимира Зеленского отменить данные намерения, на мой
взгляд, заслуживает только уважения. Ведь это намерение несло множество
сложностей и весомых затрат. Кроме того, этим решением он избавил от
множества ненужных проблем горожан, а также службы безопасности.



Помимо всего прочего, здание нуждается в срочной реставрации: в частности,
вся его система жизнеобеспечения. Ведь в силу использования устаревших и
изношенных систем здание невероятно энергозатратно, значительно разрушены
несущие конструкции, гидроизоляция. А ведь здесь хранятся фондовая
коллекция бывшего музея Ленина и подарочный фонд.



К сожалению, мы приняли эти фонды не в лучшем состоянии. После Майдана не
было произведено их полноценной инвентаризации, и сейчас мы пригласили
нового специалиста, заведующего фондами, который должен привести в порядок
и коллекцию, и фондохранилища, и активизировать работу с фондами.



- Были разговоры, что фонды надо переместить из Украинского дома в более
подходящее помещение?



- Да, говорилось и об этом. Их трудно содержать достойно в несовершенных
условиях. Но я придерживаюсь мнения, что в вопросах сохранения культурных
ценностей и наследия руководитель вверенного ему в управление предприятия
не вправе принимать единоличные решения, особенно значимые. Даже если ему
кажется, что его мнение максимально верное и объективное.



Нельзя становиться "временщиком".



Свою задачу я вижу в том, чтобы максимально бережно и трепетно сохранять
все созданное ранее, что имеет или может иметь ценность. Говорю и
подразумеваю "советские" горельефы на фасаде нашого здания, закрытые
сегодня тканью цветов национального флага...



Решать, что с ними делать, - тоже вне компетенции директора. Украинский дом
является объектом культурного наследия национального значения. Значит,
горельефы следует сохранять. Но есть мнение, что это противоречит Закону о
декоммунизации...



- Да, в этом проблема!..



- К тому же, я не поклонник распространенной практики, когда национальными
символами, флагами, прикрывается что-либо, что хочется спрятать, для этого
есть другие способы.



Но уверена - судьбу горельефов должны решать не руководители предприятий, а
профессионалы: специалисты, работающие с наследием, архитекторы,
искусствоведы, урбанисты, и т.д.. Уже после публичных слушаний, экспертных
обсуждений, согласований и достижения консенсуса. Наша задача -
организовать этот процесс и посодействовать, чтобы все прошло максимально
объективно.



Сейчас мы работаем над изменениями к проекту реконструкции Украинского
дома. В процессе обнаружили, что в здании зачем-то планировали перекрыть
атриум. Но без своего главного украшения - атриума - этот Дом превратился
бы в настоящую "каменную коробку".



В общем, работы у нас много, и она очень разнообразна.



Зеркало недели. Украина 2019.12.06 22:46
http://zn.ua/interview/ukrainskiy-dom-perezagruzka-338563_.html

←Назад | Всі теми →


The Global Association
of the Exhibition Industry

Всесвітня ассоціація
виставкової індустрії