Виставкова федерація України
Exhibition federation of Ukraine
Укр   Рус   Eng


 
Виставкові новини

Виставкові новини

[11.09.2019]
IFA 2019. День четвертый - выставка как бизнес


Привет.

Любая выставка - это в первую очередь бизнес, он должен быть выгоден как
самой выставке, так и тем, кто в ней участвует. Зачастую слышу мнения, что
это чуть ли не благотворительное мероприятие, которое нужно исключительно в
имиджевых целях, никакого толка при этом в нем нет. Есть обратное мнение,
что участие в выставке превратит никому не известную компанию в лидера
рынка. Как всегда, правда где-то посередине, и не может быть единственного
мнения, что отражало бы всю ситуацию.



Я застал еще те времена, когда IFA проходила раз в два года, сильно
уступала CeBIT в Ганновере, но в итоге выжила берлинская выставка, а вторую
в этом году благополучно похоронили. Возможно, что она когда-то оживет, но
это вопрос бизнеса, и только.



Когда вы только приходите на выставку, то вам нужно получить держатель для
бейджа, место на полосе продано компании Sharp. Они не только оплатили
рекламу, но и заплатили за производство, для организаторов это прямой
доход. Но в этом году они переплюнули сами себя, получилось решение два в
одном.



В прозрачном держателе для пропуска на выставку оказалась реклама, которая
стоит не так дорого, как надпись бренда на шнурке, но все же приносит
дополнительные деньги. На выставке можно было видеть разные надписи про
спонсорство, например, Sennheiser стала ключевым аудиопартнером IFA.



Но здоровье выставки напрямую зависит от того, какие площади занимают
компании, насколько сильным они видят свой бизнес. И в этом аспекте 2019
год выглядит немного разочаровывающим, те производители, кого можно назвать
лидерами индустрии, в аспекте выставки якорные партнеры, привлекающие
компании поменьше, стали как-то менее заметны. Это просто наблюдение, у
меня нет цифр, и возможно, что сами цифры будут говорить об обратном, даже
скорее всего.



Но, например, стенд Sony всегда отличался огромным размером, он один из
самых больших. В этом году новое оформление, впрочем, как и каждый год. Но
много свободного пространства, вы можете спокойно и без толчеи все
посмотреть. Хотя в первые дни было не протолкнуться от людей.



Специально посмотрел, что было в предыдущие годы, расстановка столов была
плотнее, их было больше. Посчитал число анонсов, что сделала компания, они
сократились год к году, но не кардинально. Причина меньшего числа всяких
развлечений в одном - каждый стол стоит денег, нужно сосредоточиться на
основном и не распыляться. Это наглядное отражение того, что многие
компании начали придирчиво считать бюджеты.



Кто-то может решить, что я выделил Sony из-за каких-то скрытых мотивов, но
это совсем не так. Они абсолютно в рынке и в духе нынешних тенденций.
Например, в LG уже который год ставят де-факто один и тот же стенд с OLED-
панелями - очень дорого и красиво, но повторяться из года в год?



Та же Huawei потратила на выставку значительные средства, но это капля в
море по сравнению с тем, что они делали до того. Никаких пресс-туров на
несколько десятков человек из каждой отдельной страны, отсутствие
привычного большого стенда. Скажем, что Huawei обозначила свое присутствие
в Берлине, но сократила затраты на наружную рекламу, присутствие медиа и
далее по списку. Да, компания остается крупным партнером выставки, одним из
ключевых. Но она при этом заметно сдала по сравнению с тем, что было годом
ранее. И это не могло не сказаться на выставке как таковой.



Такие выставки отлично отражают настроение на рынке, нужно только
сравнивать то, что было, и то, что стало. Внимательно смотреть, где
произошли изменения. Когда CeBIT уже начал терять свою привлекательность,
мы поехали туда в поисках новостей, это было лет пятнадцать назад. И тогда
всего две компании отгрохали огромные стенды - это были Samsung и LG. Все
остальные перешли в режим экономии, нечто подобное я вижу и в Берлине
сегодня. Понятно, что компании будут считать отдачу, рассматривать
возможности участия в будущем году, но есть ощущение, что следующий год
покажет ровно тот же спад, что мы видим на рынке.



Подход Samsung к кризису меня всегда удивлял. Компания не просто готовится
к кризису, но предпринимает ряд шагов, чтобы извлечь из него прибыль и
закрепиться на рынке. В кризисные годы увеличивается привлечение лучших
специалистов с рынка, компания начинает тратить деньги на поиск талантов.
Этот процесс идет всегда, но в кризисные годы он выходит на новый уровень.
Мне это напоминает пылесос, который втягивает в себя все, до чего может
дотянуться.



Но это не все, так как есть и другие направления - увеличение затрат на
R&D, а также переориентация маркетинга на то, чтобы демонстрировать как
можно лучше преимущества собственных продуктов. Фактически, в кризис
компания вкладывает деньги в продвижение в больших количествах, чем обычно.
И это было выигрышной стратегией в предыдущие несколько кризисов, этим
путем Samsung идет сегодня.



Ежегодно в Берлине компания выкупает на IFA самый большой стенд, он стоит
отдельно в кубике, у одного из входов на выставку. В этом году экспозицию
назвали "город Samsung", и в какой-то мере это действительно город, в
котором есть свои квартиры, ресторан и многое другое. Затрудняюсь
посчитать, сколько составил бюджет Samsung на выставку, но не удивлюсь,
если это 10-12 млн евро на круг и без учета приглашенных гостей со всего
мира, только затраты на выставочные площади и интерьеры.



Стенд настолько огромный, что по нему водят экскурсии, обычно это делают
сотрудники Samsung из разных стран, группы подбирают по языковому принципу.
Поэтому можно было записаться и потратить час на то, чтобы вам показали
основные продукты, которые демонстрировались на выставке. Под словом
"показали" надо понимать вовсе не тщательное знакомство, а ознакомление на
ходу, потом можно вернуться и узнать все подробнее.



Для людей, что не любят ходить организованно, была возможность загрузить
аудиогид, причем на разных языках.



В этом городе есть свой кинотеатр, в нем проводят презентации продуктов,
дают возможность что-то выиграть.



На вершине зала стоят планшеты, как бинокли, чтобы рассмотреть отдельные
зоны, и тут же появляются подсказки, что вы там найдете. Достаточно
интересная и простая идея.



Но упор сделан на то, чтобы людям было интересно и их развлекало посещение
стенда. Везде вы можете сделать свои фотографии, а если отметите их тегом в
социальной сети, то их тут же напечатают, их можно было забрать в
нескольких местах.



Для того, чтобы у вас было желание запечатлеть себя любимого, вам на выбор
предлагаются разные интересные и необычные предметы, например, S Pen в
человеческий рост, красивые заставки и тому подобное.



Кажется, что это ерунда? Но это развлечение, за которым приходят обычные
люди, тут маркетинговая команда Samsung отработала на все сто, на стенде
было интересно и весело. Причем его размер позволил людям не толпиться, а
смотреть спокойно устройства. Единственным исключением стал Galaxy Fold,
теперь защиту от американских журналистов организовали простым образом:
рядом с каждым смартфоном стоит сотрудник стенда и внимательно смотрит,
чтобы никто не хотел разломать устройство или что-то подобное учудить с ним
намеренно. Ощущение, что в компании осознали, что их устройства ломали
специально, и поэтому подстелили соломки.



Слышал несколько раз, что никто не смотрел Galaxy Tab S6, Note10/10+, они
стояли неприкаянные. Модели можно было покрутить в магазинах операторов
задолго до этого, но вопрос все же в количестве образцов. Одно дело, когда
их 5-6 штук, как на стенде Nokia, и там все время стоит один-два человека
(так, чтобы была очередь, не видел, даже на такое мизерное число образцов
не было толпы), другое дело, когда их около ста и можно спокойно посмотреть
все без спешки.



Традиционно показывали различные сценарии работы, тут вам и DeX, и
синхронизация с Windows, и многое другое, в этих демонстрациях Samsung
давно наловчилась. Мне понравилось, что по стенду ходят девушки с ручными
пылесосами и якобы убирают.



Тут же идут настоящие уборщики от выставки и трут ковролин, чтобы он
оставался чистым.



На мой взгляд, этот момент не продумали либо просто посчитали это неважным.
К слову сказать, в других павильонах производители ручных пылесосов также
использовали такой вид рекламы. Но никто не решился одеть девушек в
короткие юбки, все было предельно целомудренно, по-немецки, одним словом.



Телевизоры показывали так, что было понятно: их можно вписать в любое
пространство, и они могут быть любого цвета.



Но моим фаворитом стала роботизированная рука на кухне, она что-то
помешивала в кастрюле.



К слову сказать, та кухня, что стояла на стенде, не просто полностью
рабочая, к ней даже подвели воду. И на ней готовили. В обед можно было
прийти, и мишленовские шефы предлагали свои сеты, чтобы вы могли опробовать
их. Все приготовлено на оборудовании корейской компании. Достаточно было
заранее записаться, чтобы попасть на такой обед. У меня в этом году не было
времени, но в предыдущие годы пробовал.



Во многих "комнатах" были живые люди, что демонстрировали, как все работает
- занятия фитнесом, глажка, работа умного дома.



Пока бродил по городу Samsung, возникла идея, что нужно сделать подборку
материалов про стенды на выставке, описать большие стенды с точки зрения
идей. Но потом отказался от этой затеи, самый большой и интересный стенд
был здесь, остальные выглядели меньше и проще. Поэтому тратить время на это
не вижу смысла.



И это тоже отражение ситуации на рынке, пока затраты на маркетинг у многих
производителей снижаются, в Samsung, наоборот, начинают давить все больше и
больше. Это подготовка к следующему циклу развития, о котором мы
неоднократно говорили.



Может ли стенд на выставке многое сказать о компании? Думаю, что однозначно
да. И то, что впереди большой кризис, только подчеркивается тем, как были
представлены компании в Берлине.



Надеюсь, что смог передать в фотографиях настроение, которое есть на
выставке. Завтра мы с вами обсудим другой важный момент IFA - ожидания
китайских производителей и реальность, с которой они сталкиваются.



Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Twitter



Mobile-review.com 2019.09.11 07:04
https://mobile-review.com/articles/2019/ifa-4.shtml



←Назад | Всі теми →


The Global Association
of the Exhibition Industry

Всесвітня ассоціація
виставкової індустрії